Новости

Благие вестники

Благие вестники
Не всегда отношение у моряков к голубям было столь неодобрительным, как сегодня. Тут достаточно вспомнить хотя бы Ветхий завет, ковчег, Ноя и его крылатого посланца. Выпустил Ной голубя – и тот вернулся ни с чем. Значит, не сошла еще вода с лица земли.Помедлил Ной еще семь дней и снова выпустил голубя, и вернулся тот с оливковой веточкой в клюве. Так и спаслись…
Этот библейский эпизод свидетельствует о первом в мире испытании уникальных навигационных способностей у птиц, и прежде всего у голубей.Способности этилюди, разумеется, поставили себе на службу. Уже в глубокой древности голубей посылали с различными донесениями в странах Междуречья, в Египте, в Греции. В средневековых монастырях использование голубиной почты было вообще в порядке вещей. В начале XIX века голландское правительство организовало систему голубиной связи на Яве и Суматре.В России князь Голицын наладил воздушное голубиное сообщение между своими имениями.
А вот еще показательный пример. Именно почтовому голубю приписывают начало колоссального богатства дома Ротшильдов: известие об исходе сражения при Ватерлоо в 1815 году было получено Натаном Ротшильдом благодаря голубиной почте на двое суток раньше официального извещения, что дало ему возможность удачно повести кампанию с французскими бумагами и разбогатеть.
Или такой пример. Во время осады Парижа во время франко-прусской войны голубями было передано 150 000 официальных и до миллиона частных депеш - голубеграмм.4 ноября 1870 года почтовое ведомство даже издало специальный декрет, первая же статья которого гласила, что всякий имеет право, живя на территории республики, сноситься с Парижем при помощи голубей управления почт и телеграфов с уплатой 50 сантимов за слово, взимаемых при отправлении. Впоследствии благодарные парижане поставили голубю памятник.
Но что же мореплаватели? Тут впереди всех были французы. Капитанам кораблей в Средиземном море и Атлантике настоятельно рекомендовалось иметь на борту несколько почтовых голубей, с помощью которых можно было бы при необходимости послать сигнал бедствия. Ведь экспериментально было доказано, что сизари могут пролетать расстояние до 700 миль со средней (!) скоростью 60 миль в час.
Иногда голуби делали остановку на каком-нибудь встреченном в море корабле и, отдохнув, отправлялись дальше. Так, кстати, произошло во время трансатлантического перехода российских яхтсменов на яхтеPolina Star-2. Вот что написал об этом один из участников перехода Леонид Макарон: «Голубь посреди океана, в ста милях от ближайшей земли. Прилетел, важно походил по палубе, поклевал крошки, попил водички. Оставил «неизгладимый» след и улетел. Куда? Зачем прилетал? Какую весть нес на своих окольцованных лапках? Орнитологи, ау! Может и у них, голубей, своя трансатлантика. Но так как это не ворон и не другая птица с дурной репутацией, мы приняли это за хороший знак. 23 ноября 2010 г.».
Услугами голубей пользовались военные моряки во время обеих Мировых войн. Был, например, такой случай. 23 февраля 1942 года английскую подводную лодку повредили фашистские самолеты, и она вынуждена была опуститься на дно. Гибель казалась неминуемой. На борту подлодки жили два голубя. К лапкам птиц прикрепили записки с указанием координат лодки, поместили в специальную капсулу, которую через торпедный аппарат выбросили наружу. Голубь во время шторма погиб, а голубка сумела долететь до базы. И помощь пришла. За этот подвиг голубка Уинки была награждена медалью Марии Дикин – высшей воинской награды для животных, служивших в войсках Великобритании.
Ныне услугами голубиной почты не пользуются даже коварные шпионы в бульварных романах. А вот гонки почтовых голубей являются культовым видом спорта в таких странах, как Бельгия, Голландия, Германия.И между прочим,многократный победитель различных конкурсов и состязаний голубь по кличке DolceVita был продан «на развод» китайскому судовладельцу Ху Жен Ю за 330 тысяч долларов!
А что же яхтсмены?
До появления портативных радиостанций на яхтах, участвующих в «гонках открытого моря», часто находилось место не просто для голубей, на борту оборудовали настоящие голубятни. Нельзя сказать, что яхтсмены так уж рады были подобному соседству, но они уступали настоятельным просьбам сотрудникам информационного агентства Reuters, которое первым стало использовать птиц-посланников – голуби доставляли известия быстрее и надежнее всех имевшихся на тот момент средств связи. Потом этот опыт переняли другие редакции. Так что всю оперативную информацию с акватории Солента– о перипетиях гонки, о протестах, наконец, о результатах – журналисты получали от них, от голубей.
И после этого англичане еще осмеливаются называть голубей «крысами»…